Выставка - Цикл лекций «Парадокс о театре». Вечерняя школа ЗИЛ (27 апреля 2024 )
27 апреля 2024
Адрес: Москва, Восточная, 4, корп. 1
Жанр: Лекции
Из всех искусств театр - единственное, где материал, инструменты и произведение не отделимы от главного их создателя - актера. То же самое можно выразить иначе: только в театре задействовано все существо человека - тело, чувство, слово, мысль.
По определению Г. Крэга, актер - это танцор, певец и поэт. Если искусство - это не только развлечение, но и способ познания человека и мира, то театр дает наиболее целостное знание. Театру присущ особый тип мышления, соединяющего противоположности, своего рода логика парадокса.
Попробуем в цикле из 4 лекций-бесед увидеть некоторые из этих парадоксов в экзистенциальной перспективе - какие сущностные возможности они открывают для человека.
О ведущем:
Петр Куликов – культуролог, актер, философ. Закончил магистратуру «Русской антропологической школы» В.В. Иванова (РГГУ), много лет занимался студийным, лабораторным театром, принимал участие в театральных проектах в Институте им. Е. Гротовского (Вроцлав), работал в театральной группе Клима «Театральная Касталия», преподавал актерское мастерство, индийское боевое искусство и философию театра в МШНК, вел (во МХАТе им. Горького) и продолжает вести семинары по поэтике.
Темы:
06.04.2024 Видимое и невидимое
13.04.2024 Действие и созерцание
20.04.2024 Присутствие и подражание
27.04.2024 Воля к представлению
Начало лекций в 17 часов, продолжительность 2 часа
«Видимое и невидимое» 06 апреля
Как писал П.Брук, «сцена – это место, где можно увидеть невидимое». Этимология греческого слова «театр» восходит к глаголу θεαομαι – видеть. Отсюда θεατρον (место, где сидят зрители) – место видения. То, что видит зритель в театре – это не просто картина, а действие, то есть нечто само по себе не видимое. Действие не обязательно выражается в движении, по Аристотелю – это переход потенции в акт. В театре этот переход становится видимым за счет особой фокусировки и организации сознания.
«Действие и созерцание» 13 апреля
Сравнение человеческой жизни с играми, театром имеет давнюю традицию – Пифагор первым сравнил философа со зрителем на играх, куда одни пришли участвовать, другие торговать, а третьи - смотреть. И.Кант считал основой любого эстетического восприятия – незаинтересованное созерцание. Затем ситуация в философии меняется – на первый выходит действие. И уже К.Маркс говорит не о познании мира, как цели философии, а его изменении.
Посмотрим, как эта перемена в мировоззрении эпохи отражалась на театральной мысли и практике, и остается ли в современном театре место для созерцания.
«Присутствие и подражание» 20 апреля
Кто присутствует на сцене - персонаж, актер, человек? В некоем тотальном театре жизни все это разные маски одного и того же - самого присутствия. Присутствие - открыто, но путь в эту открытость не прямой. Присутствие не дано натуральным, естественным образом. Театр предлагает выход в присутствие окольным путем, через его отмену. Можно ли сказать, что на сцене действует Никто или Каждый, именно поэтому он может принимать любые образы и личины? Первая рефлексия о театре определила способ театрального присутствия как подражание, мимезис.
Рассмотрим, как удается театру совместить эти две взаимоисключающие категории.
«Воля к представлению» 27 апреля
Со времен А.Шопенгауэра представление рассматривается как своего рода ловушка для воли. Ф.Ницше учил о «воле к власти» как неотъемлемом свойстве самой воли, которая волит саму себя. А.Арто мечтал о «театре жестокости», который положил бы конец господству представления, а вместе с ним удвоению мира на сущность и явление, оригинал и подражание и т.д., став чистым действием. Но поскольку на сцене театра действует актер, иными словами, Никто или Кто-угодно, его воплощенность в чистом действии означает полный отказ от индивидуальной воли.
Представление возвращается обновленной картиной мира, как бы заново сотворенного: «Тогда остается только мир как представление – мир как воля исчезает».